Статус: прововая помощь

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность и полномочия сотрудников ГСБЭП, являются следующие:

Конституция Украины;
Закон Украины «О милиции» (далее - Закон № 565);
Закон Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон № 2135);
Уголовно-процессуальный кодекс Украины (далее - УПК Украины);
Кодекс Украины об административных правонарушениях;
Закон Украины от «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью»;
Положение о Государственной службе по борьбе с экономической преступностью, утвержденного постановлением КМУ от 05.07.93 г. № 510 (далее - Положение № 510).

Согласно пп. 8 и пп. 9 п. 5 Положения № 510 при наличии данных о нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную и предпринимательскую деятельность, которые влекут уголовную ответственность, сотрудники ГСБЭП имеют право проверять в министерствах, других центральных и местных органах исполнительной власти, государственных фондах, на предприятиях, в учреждениях и организациях хозяйственную, денежную и бухгалтерскую документацию, отчеты, сметы и другие документы, подтверждающие поступление и расходование средств, материальных ценностей.

О порядке проведения проверок сотрудниками ГСБЭП

На сегодняшний день ни одним нормативно-правовым актом не предусмотрен порядок проведения таких проверок, а также не предусмотрено обязательное наличие у сотрудников ГСБЭП направлении на проверку. Право же на проведение проверок субъектов предпринимательства работники ГСБЭП могут реализовать только в случае наличия в них данных о фактах нарушения законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную и другую предпринимательскую деятельность, которые влекут уголовную ответственность. Поскольку ГСБЭП есть в системе органов МВД подразделениями, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, то сотрудники данных подразделений имеют права, несут обязанности и осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом № 565 и Законом № 2135.

В ч. 6 ст. 9 Закона № 2135 указано, что при наличии достаточных оснований разрешение на проведение оперативно-розыскной деятельности выдает руководитель соответствующего оперативного подразделения, в свою очередь отвечает за законность совершаемых действий в соответствии с действующим законодательством Украины. А согласно ч. 1 ст. 9 Закона № 2135 в каждом случае наличия оснований для проведения оперативно-розыскной деятельности заводится оперативно-розыскное дело. Постановление о заведении такого дела подлежит обязательному утверждению начальником отдела внутренних дел.

Поэтому для проведения проверки субъекта хозяйствования как оперативно-розыскного мероприятия сотрудниками ГСБЭП предварительно должно быть заведено оперативно-розыскное дело. Постановление о заведении такого дела, в свою очередь, должна быть утверждена начальником отдела внутренних дел, и руководитель соответствующего оперативного подразделения должен выдать разрешение на проведение проверки.

Необходимо также обратить внимание на то, что сотрудники ГСБЭП, пришедшие к субъекту предпринимательства для проведения проверки, согласно ч. 2 ст. 5 Закона № 565 обязаны назвать свою фамилию, звание и предъявить служебное удостоверение. Если к вам пришел оперативник, то нелишним будет записать номер его удостоверения, фамилию, имя, отчество и поинтересоваться местом его работы. После этого можно позвонить по названному месту его работы и уточнить, действительно ли он работает в этом отделе, действительно заведено оперативно-розыскное дело, и действительно выдано разрешение на проведение такого мероприятия, как проверка.

Права сотрудников ГСБЭП

Согласно п. 5 Положения № 510 при наличии данных о фактах нарушения законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную и другую предпринимательскую деятельность, которые влекут уголовную ответственность, сотрудники ГСБЭП имеют право:
беспрепятственно входить в помещения предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, в производственные помещения, склады, хранилища, которые используются гражданами для предпринимательской деятельности;
проводить с участием собственника или его представителей осмотр производственных, складских, торговых, служебных помещений, транспортных средств и других мест хранения и использования имущества;
изымать необходимые материалы о кредитных и финансовых операций, материальные ценности, сырье и продукцию в установленном законом порядке, опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денежных средств и товароматериальных ценностей.
производить контрольные закупки;
требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансовой деятельности предприятий, учреждений и организаций;
изымать у граждан и должностных лиц документы, содержащие признаки подделки, а также вещи и предметы, изъятые из оборота и находятся у граждан без специального разрешения;
получать бесплатно у предприятий, учреждений, организаций и граждан необходимую информацию;
проверять в министерствах, органах исполнительной власти, государственных фондах, на предприятиях, учреждениях и организациях денежные и бухгалтерские документы, отчеты, сметы и т.д.;
проводить проверку фактического наличия ценностей (денежных сумм, ценных бумаг, сырья, материалов и т.д.);
привлекать для проведения проверок и ревизий работников КРУ, специалистов соответствующих министерств и т.д.
Отметим, что все вышеуказанные действия работники ГСБЭП имеют право осуществлять только при наличии заведенного оперативно-розыскного дела или заведенного уголовного дела в порядке, предусмотренном УПК Украины. Выемка документов должна производиться сотрудниками ГСБЭП с обязательным документальным оформлением такой выемки.
Может возникнуть вопрос о возможности и законности проверки сотрудниками милиции Книги учета доходов и расходов ф. № 10. Отметим, что в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий могут истребовать книгу для проверки, даже могут снять с нее ксерокопию, но изъять не могут. Изъятие Книги учета доходов и расходов ф. № 10 может быть сделано только в рамках заведенного уголовного дела на основании мотивированного постановления следователя о выемке. В случае изъятия у предпринимателя книги рекомендуем перед удалением снять с нее ксерокопию, которую оставить у себя до возвращения оригинала. А сотрудники ГСБЭП согласно ст. 186 УПК Украины обязаны все изъятые документы перечислить в протоколе выемки или приложенной к нему описи. Один экземпляр данного протокола остается у субъекта хозяйствования.

О лицензионные компьютерные программы

В последнее время особое внимание сотрудники милиции стали обращать на наличие у предпринимателей лицензионных компьютерных программ. Если сотрудниками милиции будет обнаружено отсутствие необходимых лицензий, то есть будут обнаружены признаки преступления, предусмотренного ст. 176 Уголовного кодекса Украины - нарушение авторских прав, поэтому может быть заведено уголовное дело, а компьютеры - изъяты для приобщения в качестве вещественных доказательств к материалам дела и для проведения экспертизы.

Поскольку органы ГСБЭП не входят в перечень контролирующих органов, на которые распространяются нормы Указа Президента Украины от 23.07.98 г. № 817/98 «О некоторых мерах по дерегулировании предпринимательской деятельности», то на них не распространяются требования норм данного Указа об обязательном предварительного уведомления субъекта предпринимательской деятельности о будущем проведении проверки и необходимости заполнения сотрудниками контролирующих органов журнала проверок.

Никакими иными нормативно-правовыми актами также не предусмотрена сообщение субъектов предпринимательства о предстоящей проверке сотрудниками ГСБЭП и заполнения последним журнала проверок.

Ответственность сотрудников ГСБЭП

В ст. 25 Закона № 565 указано, что работник милиции в пределах полномочий, предоставленных этим Законом и другими законодательными актами, самостоятельно принимает решения и несет за свои противоправные действия или бездеятельность дисциплинарную или уголовную ответственность.

При нарушении работником милиции прав и законных интересов гражданина милиция обязана принять меры по восстановлению этих прав, возмещению причиненных материальных убытков, по требованию гражданина публично извиниться.

Работник милиции, который выполняет свои обязанности в соответствии с предоставленными законодательством полномочиями и в рамках закона, не несет ответственности за нанесенный ущерб. Такие убытки компенсируются за счет государства.

Действия работника милиции могут быть обжалованы в установленном порядке в органы внутренних дел, суд или прокурору.

Должностное лицо милиции, нарушившее требования закона или неподобающе исполняет свои обязанности, несет ответственность в установленном порядке.

Применение финансовых санкций

К полномочиям сотрудников ГСБЭП не относится право применять какие-либо финансовые санкции. Штрафы могут быть взысканы только на основании постановления о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушений, рассмотрение которых отнесено по закону к компетенции органов милиции, в частности ГСБЭП.

В случае если сотрудниками ГСБЭП установлены факты, которые подпадают под признаки административного правонарушения либо содержат признаки состава преступления, то ими составляется протокол, который будет приобщен к материалам заведенного уголовного или оперативно-розыскного дела.

О предоставлении документов

В случае если сотрудники ГСБЭП в рамках оперативно-розыскных мероприятий требуют предоставить им какие-либо документы, то можно дать их копии, заверенные надлежащим образом. Если копии документов в момент проверки отсутствовали, можно с милицией согласовать срок их предоставления, который законодательством не установлен. Однако, если оригиналы документов истребованы в рамках уголовного дела на основании постановления о проведении выемки, то отказывать в немедленной их выдачи не стоит, поскольку они могут быть изъяты сотрудниками милиции в принудительном порядке в результате проведения обыска. А также ни при каких условиях не стоит сопротивляться действиям сотрудников милиции, поскольку за это предусмотрена административная и уголовная ответственность.