Статус: прововая помощь

Упрощенной системе налогообложения (т.н. «единому налогу») в проекте Налогового кодекса посвящена Глава 1 Раздела ХІV.
В п. 291.1 статьи 291 проекта. Согласно этому пункту, упрощенная система на юридических лиц больше не распространяется. Воспользоваться упрощенной системой смогут лишь физлица-предприниматели, однако для них требования крайне ужесточены по сравнению с действующим на сегодня законодательством.


Итак, чтобы иметь право на уплату единого налога по новому кодексу, физлицо-предприниматель в течение одного года перед переходом на упрощенную систему налогообложения и в течении всего срока пребывания на ней должно соответствовать таким требованиям (п. 291.1 ст. 291):

1) количество наемных работников, работающих у предпринимателя одновременно, не должно превышать 2 человек (включая членов семьи). Согласно действующему на сегодняшний день Указу Президента Украины об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства (Указ N 746/99 от 28.06.99 г., далее - Указ об упрощенной системе), количество работников у физлица-предпринимателя не должно превышать 10 человек на протяжении одного года. Один лишь этот новый критерий Налогового кодекса резко уменьшает количество физлиц-предпринимателей, которые смогут воспользоваться единым налогом.

Не следует также забывать, что, не более 2-х наемных сотрудников у предпринимателя должно быть в течение года до перехода на упрощенную систему по Налоговому кодексу. Если же в течение этого года у предпринимателя было более двух наемных сотрудников, он после принятия Налогового кодекса на упрощенную систему рассчитывать не вправе.

2) объем дохода не превышает 300 000 грн. Согласно действующему на сегодня Указу об упрощенной системе, этот порог выше и составляет 500 000 грн.

Если предприниматель не соответствует хотя бы одному из указанных критериев, претендовать на уплату единого налога он не сможет.
Плательщик единого налога не может зарегистрироваться предприниматель, имеющий на день регистрации налоговый долг (п. 291.2.2 ст. 291 проекта Налогового кодекса).

Расширили и виды деятельности предпринимателей, при занятии которыми упрощенная система налогообложения невозможна – помимо всех тех видов деятельности, которые на сегодня несовместимы с упрощенной системой, туда добавлена масса новых.

Согласно п. 291.2 ст. 291 проекта Налогового кодекса, упрощенная система не распространяется на:

- деятельность в сфере развлечений (проведение лотерей, развлекательных игр, участие в которых не предусматривает получения ее участниками денежных или имущественных призов (выигрышей), в частности, бильярд, кегельбан, боулинг, настольные игры, детские видеоигры и т.д.);
- внешнеэкономическую деятельность (кроме экспорта программного обеспечения и услуг по удаленной поддержке программ или оборудования, разработки поставки и обновления программного обеспечения, предоставления услуг в сфере информатизации);

- проведение расследований и обеспечение безопасности;

- любую финансовую деятельность;

- всю оптовую торговлю и посредничество в оптовой торговле;

- любую транспортную деятельность, кроме такси. Для такси предусмотрено следующее: предприниматели, осуществляющие деятельность нерегулярного пассажирского транспорта, деятельность автомобильного грузового транспорта, имеют право применять упрощенную систему до 1 января 2012 г.;

- любые операции с недвижимым имуществом;

- производство и розничную продажу подакцизных товаров (кроме розничной торговли пивом и столовыми винами);

- любую деятельность по предоставлению услуг почты и связи;

- рекламную деятельность;

- деятельность в области права (т.е. юридические, аудиторские, бухглатерские услуги);

- деятельность в сфере бухучета и аудита;

- деятельность по консультированию по вопросам коммерческой деятельности и управления;

- подбор и обеспечение персоналом;

- розничная торговля всеми видами изделий из драгоценных металлов и камней;

- розничная торговля бывшими в употреблении товарами, товарами "сэконд-хэнд";

- розничная торговля через Интернет и торговые автоматы, а также некоторые другие виды деятельности.


Согласно п. 294.1 ст. 294 проекта Налогового кодекса, ставки налога устанавливаются местными органами власти в пределах:

- на территории населенных пунктов с численностью населения свыше 150 тысяч человек от 200 до 600 грн.;
- на территории остальных населенных пунктов - от 20 до 200 грн.

Таким образом, новые ставки налога – еще один удар по карману плательщиков, поскольку, конечно же, львиная доля единоналожников подпадет по повышенную ставку этого налога – до 600 грн.
Отдельно определена ставка единого налога для предпринимателей, занимающихся деятельностью в сфере информатизации – для них ставка установлена в размере 1000 грн. независимо от каких-либо других факторов. Под сферой информатизации, скорее всего, следует понимать деятельность по установке программного обеспечения, ремонту компьютеров и проч., как это установлено в Классификаторе видов экономической деятельности ДК 009:2005.

Ставка налога подлежит ежегодной индексации на индекс потребительских цен (п. 294.9 ст. 294 проекта Налогового кодекса).
Следующая новелла касается предпринимателей, которые желают осуществлять свою деятельность не по месту государственной регистрации (или на всей территории Украины) – для них установлена ставка налога в размере 1500 грн. в месяц (п. 294.8 ст. 294 проекта Налогового кодекса).

Согласно п. 291.3 ст. 291 проекта Налогового кодекса, плательщики налога обязаны осуществлять расчеты за отгруженные товары (выполненные работы, предоставленные услуги) исключительно в наличной или безналичной форме. Таким образом, взаимозачет или бартерная форма расчетов больше применяться не будут.

Кроме того, все единоналожники согласно проекту кодекса при осуществлении наличной и/или безналичной формы расчетов (с использованием платежных карт, платежных чеков, жетонов и проч.) обязаны применять РРО (п. 291.4 ст. 291 проекта Налогового кодекса).

Еще один ход законодателей заключается в следующем:

юридическим лицам запрещено включать в состав расходов в налоговом учете расходы на приобретение товаров, работ, услуг и проч. у частных предпринимателей, уплачивающих единый налог (п. 139.1.12 ст. 139 проекта Налогового кодекса).

Исключение в данном случае сделано лишь для предпринимателей, занимающихся деятельностью в сфере информатизации. Таким образом, многие частные предприниматели рискуют потерять своих клиентов-предприятия, которым вполне может стать невыгодным такое сотрудничество.

Далее, согласно п. 298.1 ст. 298 проекта Налогового кодекса, плательщики единого налога освобождаются от уплаты всего лишь трех видов налогов и сборов:

- НДФЛ (в части доходов от предпринимательской деятельности)
- НДС (в части поставок на Украине)
- сборов за осуществление некоторых (каких, проект не уточняет) видов предпринимательской деятельности.

Что касается единого социального взноса (за себя и за своих наемных работников), то его единщикам нужно будет платить.

Согласно ст. 299 проекта Налогового кодекса, на каждого наемного работника налоговая инспекция выдает справку, при этом копия свидетельства и справка должны размещаться на рабочем месте наемного работника (п. 299.9 ст. 299 проекта).

Исходя из содержания ст. 297 проекта Налогового кодекса, частные предприниматели-упрощенцы будут обязаны хранить первичные документы.

Согласно п. 300.2 ст. 300 проекта Налогового кодекса, предприниматель лишается права на уплату единого налога, если он получил более половины дохода от одного контрагента за три, шесть, девять или двенадцать месяцев с начала года нарастающим итогом. За этот период налоги уплачиваются по общей системе налогообложения.

Согласно п. 300.3 проекта Налогового кодекса, если предприниматель осуществляет свою деятельность в помещении на основании договора аренды, то в таком помещении не может осуществлять свою деятельность другое лицо. Проще говоря, в помещениях, арендуемых предпринимателем, деятельность других субъектов хозяйствования запрещена.

Согласно п. 298.4 ст. 298 проекта Налогового кодекса, частные предприниматели-единщики приобретают статус налогового агента по отношению к лицам, состоящим с ними не только в трудовых, но и в гражданско-правовых отношениях.

Сейчас создание юридического лица – например, общества с ограниченной ответственностью – является более или менее доступной процедурой в связи с тем, что минимальный уставной фонд ООО составляет одну минимальную зарплату согласно ст. 52 Закона Украины «О хозяйственных обществах» (в текущий момент, к примеру, она составляет 907 грн.).
В таком варианте поведения есть, конечно, и минусы – в первую очередь, в ООО необходимо будет вести бухгалтерский и налоговый учет, что требует специальных знаний, и, следовательно, нужно будет привлекать посторонних специалистов, а это повлечет увеличение расходов.