Статус: прововая помощь

У Вас возникла необходимость прекратить предпринимательскую деятельность и закрыть предприятие? Вы наслышаны о сложности этого процесса? Ваш бухгалтер уволился или не понимает, как это делать? Ситуация выходит из-под контроля, Вы остаетесь наедине со своими трудностями, и с ужасом вспоминаете о том, что:
-. за время деятельности неоднократно менялся бухгалтер;
- покупатели Вам что-то не доплатили, а поставщики что-то недопоставили;
- на складе у Вас остался товар, за который Вы не заплатили;
- часть документов утеряна … и еще масса незаконченных дел и незакрытых проблем, которыми кроме Вас некому заниматься.

Более того, вы догадываетесь, что при проверке контролирующих органов у Вас могут обнаружиться и другие проблемы, о которых Вы даже еще не подозреваете.
Вы тратите свои нервы, время и деньги, занимаясь несвойственной Вам работой, а ситуация не меняется.

Обратитесь с этой проблемой к нам, а свои усилия направьте на создание чего-то нового, что будет приносить Вам доход и доставлять моральное удовлетворение.

Ликвидация представляет собой прекращение деятельности предприятия без передачи дел правопреемнику с исключением предприятия из Единого государственного реестра юридических лиц, а также последующим снятием с налогового учета и прекращением всех требований к предприятию со стороны участников и должностных лиц.

Законодательством предусмотрены следующие варианты ликвидации предприятия:

1. По инициативе собственника или уполномоченных им органов;
2. В связи с окончанием срока, на который он создавался, или в случае достижения цели, ради которой он был создан.
3. В случае признания его в установленном порядке банкротом, кроме случаев, предусмотренных законом;
4. В случае отмены его государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом. Отмена государственной регистрации лишает субъекта хозяйствования статуса юридического лица и является основанием для исключения его из государственного реестра.

Существуют альтернативные пути "ликвидации" - замена учредителей и директора, реорганизация (объединение, присоединение), которые, однако, не решают всех вопросов ликвидации.

Субъект хозяйствования считается ликвидированным со дня внесения в реестр записи о прекращении его деятельности. Такая запись вносится после утверждения ликвидационного баланса.

Если предприятие не имеет задолженностей перед бюджетом и клиентами, а учредители приняли решение о ликвидации - проводится ликвидация по решению собственников.

Ликвидация физического лица-предпринимателя (ФЛП) по собственной инициативе
Примечание: Оплата нотариальных услуг, обязательных платежей и сборов, штрафов и др. осуществляется дополнительно.
Прекращение деятельности субъекта хозяйствования может осуществляться путем его ликвидации по решению владельца (владельцев) или уполномоченным им органом, по решению других лиц - основателей субъекта хозяйствования или их правопреемников. Субъект хозяйствования считается ликвидированным со дня внесения в государственный реестр записи о прекращении его деятельности. Такая запись вносится после утверждения ликвидационного баланса.

В услугу входит:
- письменная или устная консультация (рекомендация) специалиста относительно заказанной услуги;
- предоставление решения о ликвидации в Управление государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, государственную налоговую инспекцию (ГНИ), фонды;
- печать объявления о ликвидации;
- получение описания ликвидационного дела;

На протяжении 2-х месяцев:
- сообщение известным кредиторам;
- закрытие счетов в банке;
- проверка деятельности органом ГНИ;
- снятие с учета в ГНИ;
- снятие с учета во всех фондах;
- сдача печати и штампов в органы МВД;
- сдача документации в архив.

После истечения 2-х месячного срока предоставление в Регистрационную палату:
- оригинала свидетельства о государственной регистрации ФЛП;
- документов, которые подтверждают снятие с учета в ГНИ и всех фондах.

Для ликвидации ФЛП заказчику услуги необходимо предоставить юридической компании следующие документы:
- оригинал паспорта и идентификационного номера;
- нотариально удостоверенная доверенность (оформляется на месте);
- заявление владельца о прекращении предпринимательской деятельности, удостоверенная нотариусом;
- оригинал свидетельства о государственной регистрации;
- оригиналы финансовых документов;
- выписка про движение денежных средств на расчетном счете;
- чековые книжки;
- бухгалтерские книги;
- печати и штампы.

Срок выполнения услуги: от 60 рабочих дней.

Стоимость услуги: договорная.
Расходы, связанные с выполнением услуги, подтверждаются расходными документами.

Примечание: Оплата нотариальных услуг, обязательных платежей и сборов, штрафов и др. осуществляется дополнительно.

Немного о том, в каком порядке проходит ликвидация фирмы:

• После того, как учредитель или руководство принимают решение о необходимости прекращения деятельности, посылается письменное уведомление о таком желании в орган, занимавшийся непосредственно регистрацией компании. По согласованности с этим органом и назначается специальная ликвидационная комиссия;
• Ликвидационная комиссия обязана сообщить о непосредственной Ликвидации ООО в печатный орган и о тех сроках, за которые могут быть предъявлены все претензии. При этом кредиторы компании письменно уведомляются о планируемой ликвидации фирмы, в последствии все кредиторы выявляются, и составляется дебиторская задолженность. Если у компании нет денег на оплату долгов, возможно принятие решения о продаже имущества с торгов;
• Кредиторские требования подлежат удовлетворению в особенном порядке. В первую очередь при ликвидации предприятия выплачиваются компенсации за ущерб здоровью, нанесенный деятельностью компании, а только после этого осуществляется оплата по трудовым договорам, выходного пособия работникам и выплаты авторам, в соответствии с договорами. Далее очередь кредиторов по обязательствам, обеспеченных залогом имущества ликвидируемого предприятия, а только после них идёт погашение задолженностей бюджета и внебюджетных фондов;
• По истечению сроков на предъявление каких-либо претензий, ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс. Утверждается он теми лицами или органами, которые решили, что ликвидация ООО необходима и обязательно согласуется с регистрационным органом. Если после погашения всех долгов у компании остаётся имущество, оно остаётся личной собственностью учредителя фирмы;
• Ликвидация фирм подразумевает под собой подачу в регистрационный орган таких документов:
• Справки из банков о том, что счета были закрыты;
• Устав компании;
• Справка из внебюджетных фондов и налоговой о том, что фирма снята с учета;
• Декларация на уничтожение всех штампов и печати учреждения;
• Архивная справка;
• Письмо о снятии с учета из органа статистики.


Для ликвидации предприятия в налоговые органы необходимо предоставить такие документы:

1. заявление о снятии с учета налогоплательщика по ф. № 8-ОПП, дата, которой фиксируется в журнале по ф. № 6-ОПП;
2. оригинал справки по форме № 4-ОПП;
3. копию распорядительного документа (решения) собственника или органа, уполномоченного на то учредительными документами о ликвидации;
4. копию распорядительного документа об образовании ликвидационной комиссии;
5. ликвидационную карточку органов государственной статистики (для каждого филиала при их наличии у налогоплательщика - юридического лица);
6. ликвидационный баланс в форме годового отчета (на дату принятия решения о ликвидации).


В орган государственной регистрации необходимо представить:

1. заявление (решение) собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) органа или решения хозяйственного суда в случаях, предусмотренных законодательством;
2. акт ликвидационной комиссии с ликвидационным балансом, утвержденным органом, который назначил ликвидационную комиссию;
3. справку аудитора, если это необходимо в соответствии с требованиями законодательства для проверки достоверности ликвидационного баланса;
4. справку учреждений банков о закрытии счетов;
5. справку органа государственной налоговой службы о снятии с учета налогоплательщика по ф. № 12-ОПП;
6. подтверждение опубликования объявления о ликвидации субъекта предпринимательской деятельности в печатных средствах массовой информации;
7. справку архива о принятии документов, подлежащих долгосрочному хранению;
8. справку органа внутренних дел о принятии печатей и штампов;
9. оригиналы учредительных документов (устав, учредительный договор);
10. свидетельство о государственной регистрации.

Как происходит официальная ликвидация фирмы?

1. Ликвидационная комиссия

После того, как учредители принимают решение о ликвидации, они должны письменно сообщить об этом в орган, который регистрировал предприятие. Согласованно с регистрирующим органом назначается ликвидационная комиссия.

2. Подача объявления о закрытие в официальный печатный

Дел на ликвидационную комиссию сваливается немало. Они обязаны дать объявление в официальный печатный орган Украины о ликвидации компании и сроках предъявления претензий. Срок этот не должен быть менее 2-х месяцев со дня публикации. Комиссия выявляет кредиторов и получает дебиторскую задолженность. Все кредиторы письменно уведомляются о ликвидации ООО. Иногда оказывается, что тех денег, которые остались у ликвидируемого ООО или ЗАО, слишком мало для того, чтобы удовлетворить все требования кредиторов. В таком случае ликвидационная комиссия принимает решение о продаже имущества ООО с торгов. Нельзя продать только имущество учреждения.

3. Удовлетворение требований кредиторов

Требования кредиторов удовлетворяются в особом порядке. Сначала удовлетворению подлежат те требования, которые являются выплатами компенсаций за причиненный ущерб здоровью граждан. Затем осуществляется выплата выходного пособия и оплата труда лицам, работающим по трудовому договору, а также выплаты по авторским гонорарам. Затем удовлетворяются требований кредиторов по обязательствам, которые обеспечены залогом имущества ликвидируемого юридического лица. Наконец, погашаются задолженности в бюджет и внебюджетные фонды. Прочие кредиторы плетутся в хвосте этой очереди: им задолженности выплачиваются только после погашения указанным ранее.

4. Составляется ликвидационный баланс

После того, как истекут сроки предъявления претензий, составляется промежуточный ликвидационный баланс. Он утверждается органами или лицами, которые принимали решение о ликвидации ООО или ЗАО, а затем согласуется с регистрационными органами. Если после удовлетворения требований кредиторов у ООО остается имущество, то оно передается учредителям, которые имеют права на это имущество.
Расчеты с кредиторами отражаются в ликвидационном акте. Затем закрывается счет в банке, о чем в течение 10 дней информируется налоговая инспекция. В архив отдаются все документы по личному составу ликвидируемого предприятия.

5. Снятие с учета

Затем ООО снимается с учета. Во-первых, в налоговой инспекции. Но как только налоговая инспекция прознает о ликвидации предприятия, тут же инициирует там проверку. Такие же проверки, как правило, инициируют внебюджетные фонды. К таковым относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.
После того, как все проверки благополучно минуют, можно произвести заключительные операции по ликвидации предприятия. Свидетельство о ликвидации предприятия выдается налоговой инспекцией.

6. Принудительная ликвидация

Причинами, достаточно вескими для того, чтобы ликвидировать какое-то предприятие принудительно, могут считаться:
грубое нарушение или неоднократные нарушения действующего законодательства, в особенности налогового, трудового и антимонопольного;
запрещенная законом деятельность;
деятельность без получения лицензий или разрешений (строительные работы, оказание медицинских услуг и пр.).
Отдельно можно выделить ликвидацию предприятия по причине недостаточности имущества для удовлетворения всех требований кредиторов. В этом случае речь идет уже о банкротстве.

7. Альтернативные способы ликвидации фирмы

Практика показывает, что большинство фирм не торопятся приступать к процедуре закрытия. Причиной тому является неминуемый интерес со стороны налогового органа и внебюджетных фондов, которые постараются накопать что-то. Для этих «боящихся» существуют альтернативные способы ликвидации, при которых общество остается на учете в Едином государственном реестре юридических лиц, налоговой, внебюджетных фондах, или же исключается из этих органов, имея при этом правопреемника.
В особенности часто альтернативными способами ликвидируются акционерные общества – ОАО и ЗАО.
Итак, провести альтернативную ликвидацию фирмы, можно следующими способами:

сменить учредителей (участников) на нового участника – физическое лицо с заменой генерального директора и главного бухгалтера;
слиться с другой фирмой;
присоединиться к другой фирме;
банкротство;

Самая простая и дешевая из альтернативных закрытий общества - смена учредителей. Ликвидация компании путем смены учредителей применяется чаще всего как способ избавиться от фирмы, которая ничего никому не должна. Неплохая альтернатива, учитывая, что ликвидация по всем правилам займет не один месяц.

Если целью закрытия компании все же является сокрытие каких-то сложностей — тогда лучше всего подходит слияние предприятия с другим или поглощение его последним. Такой способ, конечно, не дает стопроцентной гарантии, но он наиболее популярен и наиболее гарантирован. Предприятие просто переходит под крыло другого предприятия, как правило, базирующегося в другом регионе, а вместе с ним переходят и долги предприятия.

Юридическая фирма «СТАТУС» предоставит Вам юридическое сопровождение в процедуре ликвидации предприятия от этапа вынесения решения о прекращении деятельности до исключения из ЕГРПОУ.